Стадии психического и личностного развития ребенка


Стадии психического и личностного развития ребенка В психологической науке бытовали различные взгляды на проблему развития человека. В зависимости от научных предпочтений и уровня познания проблемы ученые пытались представить ее то, как линейные, поступательные, стадийные, то, как спиралевидные, синхронные, гетерогенные (с разным темпом развития различных сторон личности) процессы.

Рассматривая развитие как увеличение (уменьшение) явления, психического развития ребенка, его можно свести, например, к обогащению словарного запаса, количества произведенных умений и навыков, длительности волевого напряжения, объема запоминания. Однако психическое развитие не сводится только к увеличению или уменьшению.

Немало сторонников получило утверждение, согласно которому причиной развития является действие сил, которые еще нельзя познать, а, следовательно, нельзя ими и управлять. Поэтому развитие происходит спонтанно.

Особое понимание развития ребенка предложила педология, представители которой считали, что психическое развитие ребенка - это созревание способностей, черт характера, интересов, склонностей, способностей, с которыми он родился. Решающим фактором развития ребенка, на их взгляд, является наследственность. Однако, по мнению В. Штерна, скорость созревания унаследованных задатков, черт характера зависит от среды, например от семьи.

Основным показателем психического развития педологи считали скорость развертывания заложенных от рождения задатков. По их убеждениям, каждый возраст ребенка характеризуется определенной степенью умственного развития (его уровень определяется арифметическим подсчетом количества решенных тестовых заданий). Сопоставление умственного развития в определенном возрасте с установленной статистическим путем нормой дает коэффициент умственного развития (IQ) и свидетельствует о естественном темпе созревания способностей.

Подобные взгляды на развитие психики высказывал Ж. Пиаже, отмечая, что основным в этом процессе является развитие (созревание) интеллекта.

По утверждению Ж. Пиаже, умственное развитие преодолевает следующие стадии:

1. Сенсомоторная (до 2-х лет). Ребенок познает мир в пределах посильной для него физической активности.

2. Дооперационная (от 2 до 7 лет). В этом возрасте ребенок мыслит, однако, без использования логических операций.

3. Стадия конкретики (от 7 до 12 лет). У школьников формируются конкретные мыслительные операции, позволяющие логически обдумывать конкретные задачи в ситуации "здесь и сейчас".

4. Стадия формальных операций. Характерна для подростков и обеспечивает решение абстрактных и гипотетических задач в рамках научных соображений.

Главной особенностью мышления ребенка, скрытой интеллектуальной позицией Ж. Пиаже считал эгоцентризм (лат. ego - я, centrum - центр) - взгляд на себя как на центр Вселенной. Своеобразие детской логики, речи, представлений о мире обусловлено такой умственной позицией.

Эгоцентризм свидетельствует, что знания человека о мире является не простым отражением внешних событий. Для преодоления эгоцентризма необходимы осознание собственного "Я" в роли субъекта, отделение субъекта от объекта, а также координирование своей позиции с позициями других людей, а не отношение к ней как к единственно возможной.

Исследования В. Давыдова, Г. Костюка, С. Максименко наводят на вывод, что преодоление ребенком стадий умственного развития можно ускорить, специально перестроив обучение. Кроме того, выявляются и индивидуальные варианты развития каждого ребенка.

Чтобы осознать свое "Я", необходимо освобождение ребенка от прямого внешнего побуждения, культивирование взаимодействия его взглядов и представлений взрослых людей. Однако на ранних этапах его развития такое взаимодействие невозможно. Ребенок стремится непосредственно подражать взрослому и одновременно защищается от него, а не обменивается с ним взглядами. При этом следует иметь в виду, что только индивиды, которые считают друг друга равноправными, могут осуществлять развивающее взаимодействие.

В совместных предметных действиях ребенка и взрослого изначально все слито, а способ выполнения действия, как и его цель, существует не как абстрактный образец, а внутри действия ребенка со взрослым. Постепенное расчленение действия происходит в процессе развития ребенка. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять их - значит понять развитие.

В свое время немало сторонников получило тезис, согласно которому ребенок ничего не получает от родителей по наследству, что абсолютизировали роль обучения и воспитания в его развитии. Например, английский философ, психолог, педагог Джон Локк (1632-1704) считал, что душа ребенка - это белая восковая доска, а ее развитие сводится к достоянию опыта. Воспитатель может "вылепить" ребенка по любому образцу.

Не слишком отдалились от них представители бихевиористского (англ. behavior - поведение) направления, которые основным предметом психологии считали не сознание, а поведение. Исключая психическое (волю, разум, сознание, чувства) объяснение поведения человека, они доказывали, что его действия заданы, запрограммированы и закрепленны многократным повторением. Основным в развитии ребенка, на их взгляд, является обучение, тренировки, благодаря чему он учится ходить, разговаривать, действовать в обычных условиях и переносить усвоенные навыки в другие условия. Итак, по утверждениям бихевиористов, психическое развитие сводится к усвоению навыков: чем их больше и совершеннее они отработаны, тем лучше ребенок приспособлен к жизни, а значит, более развит. Одним из факторов развития ребенка они считали подкрепление - вознаграждение, одобрение, положительную оценку.

Представители необихевиоризма утверждали, что результат внешнего воздействия на ребенка обусловлен его потребностями, интересами, психофизиологическими состояниями (промежуточными переменными). Поэтому картину его развития описывали гораздо сложнее, убеждая, что в процессе жизни человека происходит постоянное взаимодействие его поведения. Внутренние факторы и внешние детерминанты (поощрения и наказания) взаимосвязаны. Но в конкретной ситуации трудно выяснить, какая из составляющих и как влияет на другую. В одних случаях наиболее значимыми являются влияние окружения, в других - внутренние силы (ожидание успеха или неудачи, готовность, цель, намерение), направляющие поведение ребенка.
22 ноября 2011 © test.msk.ru
Отзывы | добавить свой отзыв
    Записей пока нет...



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru