Психология творчества: процесс и результат


Психология творчества: процесс и результат Тот, кто хоть раз задумывался о природе творчества, непременно должен был подойти к вопросу: почему, скажем, Толстого, Бетховена мы, не особо вдумываясь, называем творцами, а Резерфорда, Калашникова (да-да, АК-47!), Ли Якокку, Била Гейтса - способными, толковыми или, в превосходной степени, талантливыми инженерами, менеджерами, учеными, наконец, но никак не творцами? Справедливо ли это? Правильно ли это?

И почему продукт труда писателей, композиторов, художников называется творением, а результат труда инженера или ученого - находкой или изобретением?

Трудно не согласиться с утверждением, что психологические процессы и изобретателя, и скульптора проходят по одинаковому алгоритму. И тот, и другой вначале накапливают наблюдения и отбирают информацию, затем и инженер, и художник как бы забывают об этом вопросе, переключаются на другую работу, хотя, на самом деле, поиск решения не прекращается никогда, просто другая работа не настолько сложна для них, чтобы захватить полностью. Наконец, происходит то, что принято называть просветлением или озарением: внезапно, часто даже мгновенно приходит решение, то самое, единственное, над которым долго бился и которое все не давало покоя. Отсюда и заблуждение, дескать, многие плоды творчества - результат случайности. На самом деле, они могут появиться только как результат напряженной внутренней работы и вот она, награда, - вспышка зарождения. Чтобы увидеть этот "момент истины" - Сикстинскую мадонну, Мону Лизу - зрители платят большие деньги и сутками стоят в очереди.

Если психологически оправдано сравнивать процесс труда инженера и скульптора, следовательно, можно сравнивать и результаты труда. Разумеется, "всякое сравнение хромает". Тем не менее. Результат труда изобретателя - вещь. Вещь утилитарно полезная, а значит, правильная и имеющая соответствующую рыночную цену. Всем понятно, для чего изобретены, скажем, колесо и канцелярская скрепка или компьютер и шариковая ручка. Рыночная стоимость их и дивиденды от патента в той или иной степени определены и предсказуемы.

Иное дело - создание художественного произведения. Не имея утилитарной пользы, оно не может иметь устоявшихся ценовых рамок. Возможно, отсюда резкие и непредсказуемые всплески цен на картины. Ясно, что процесс ценообразования пытаются упорядочить, но не слишком успешно.

Художественные творения часто противоречат науке. Хрестоматийный пример: исторические романы Дюма-отца сплошь и рядом антиисторичны. Кардинал герцог де Ришелье - не злодей во плоти, он много сделал для укрепления французского государства. В любом случае, несравненно больше, чем взбалмошный дуэлянт и скандалист д'Артаньян.

Художественные произведения имеют психологическую ценность, над ними плачут и смеются, их смотрят и печалятся, читают и радуются. Над ними задумываются. Так, как хочет этого автор. Но только при одном условии: помыслы и стремления автора должны быть избыточно чисты и честны.
12 января 2012 © test.msk.ru


Мы ВКонтакте
Отзывы | добавить свой отзыв
    Записей пока нет...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru