Как научиться слушать собеседника и как правильно говорить о просьбах?


Как научиться слушать собеседника и как правильно говорить о просьбах? Чтобы достигнуть взаимопонимания, нужно научиться слушать. Психологи знают правила, которые помогут выстроить в коллективе и в семье правильные взаимоотношения.

У человека есть потребность чувствовать свою значимость и это нормально. Так что воспользуйтесь универсальными способами поднятия значимости собеседника. Некоторые фразы становятся просто волшебными. Например, произнесите: "Я хотел бы с вами посоветоваться". Человек воспринимает эту фразу, как: "Моё мнение важно, я нужен, конечно, я помогу этому человеку". Способ очень простой, но он станет ключом к сердцу вашего собеседника. Делайте это искренне.

Старайтесь запомнить имена даже малознакомых людей. Ведь обращение по имени будет приятно любому. Звучание собственного имени всегда оказывает на человека благотворное влияние. Заменяйте местоимения именами и дома и на работе. Обращайтесь к любому человеку по имени, а не безлично. Например: "Света, выслушай меня, пожалуйста", а не "Внимательно слушай меня".

Научитесь так просить о помощи, чтобы вам не отказывали. И критику преподносите так, чтобы не обидеть человека. При высказывании просьбы обоснуйте её. Тот, к кому мы с просьбой обращаемся, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Если человек не понимает целесообразности просьбы, она вызовет у него противодействие. Покажите собеседнику путь "зарождения вашей просьбы". Ни вежливые слова, ни тон просьбы, считают психологи, не имеют решающего значения. Опишите факт, сформулируйте свои ощущения, порождённые ситуацией потребности, а затем уже сама просьба. "Я вижу, что не успеваю приготовиться к приходу гостей и начинаю нервничать. Но мне очень хочется, чтобы гостям всё понравилось, пожалуйста, помоги мне". И человек, к которому вы обращаетесь, обязательно поможет. Если начать с конца фразы, то просьба будет восприниматься как требование.

Пользуясь таким построением фразы можно поправить отношения в семье, снять напряжение, если чувствуется невысказанная обида. Постройте фразу, например, так: "Я вижу, что последние дни ты ходишь мрачный, чувствую, что между нами происходит что-то неладное, нам обоим важно, чтобы у нас было всё хорошо, поэтому я хотела бы поговорить". Такой подход поможет разрядить ситуацию и настроит на искреннюю беседу. Критикуйте собеседника, не обижая его. Не оценивайте поступок, а расскажите о своём эмоциональном состоянии, возникшем в результате этого поступка. Стройте фразы так, чтобы человек не обиделся, не оценивайте поступки, а выразите свои ощущения. Понятно, что говорить "Ты - осуждения" значительно проще. Но попробуйте подыскать "Я - послания" и это окупится.

Когда мы оцениваем собеседников, то надо помнить, что лучшим считается не тот собеседник, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет слушать. Обычно люди стремятся, чтобы сначала выслушали их, а лишь потом сами готовы слушать. Беседа доставит обеим сторонам удовольствие, если вы сначала заинтересованно выслушаете собеседника, не перебивая его, а затем уже он с радостью выслушает вас. Настоящий собеседник слышит то, что мы говорим. Он не оценивает наших слов, не пытается навязать нам своё сочувствие, не анализирует и не раскладывает нашу речь "по полочкам".

Существуют специальные приёмы, которым может научиться человек. Известно нерефлексивное слушание - слушание без анализа, которое даёт человеку высказаться. Этот вид слушания состоит в умении молчать. Молчите, ведь человек хочет высказаться, его не интересуют ваши замечания. Будьте внимательны, чтобы человек не обиделся, и общение не прервалось. Поддерживайте речь собеседника, чтобы он мог выговориться. Выяснение тоже бывает полезно. Выясняя - вы обращаетесь к говорящему человеку за уточнениями. Тем самым помогаете ему выговориться. Разумно полностью выслушать собеседника и выяснить всё, что непонятно. Тогда при решении проблемы не возникнет неприятных ситуаций. Неважно, где эта проблема возникла: в семье, на работе, в школе.

Иногда человек, рассказывая что-то, начинает сбиваться, перескакивать с одного на другое. Ваши вопросы помогут собеседнику. Он поймёт, что вы внимательно его слушаете, и будет говорить свободнее. Нейтральные спокойные фразы типа: "Что конкретно вы имеете в виду", "Извините, я не совсем вас понял", не обидят собеседника, а помогут более чётко формулировать свои мысли. Нельзя говорить: "Я ничего не понимаю. Говори яснее". Такие фразы оттолкнут собеседника, заставят его защищаться. Перефразируйте мысль собеседника, выскажите ту же мысль, но иначе. Это поможет понять, точно ли мы поняли собеседника. Перефразирование является универсальным приёмом. Оно хорошо помогает для улучшения коммуникации при любой беседе, особенно в конфликтных ситуациях и при дискуссиях. Человек, который хорошо владеет перефразированием, может поддержать любую тему в разговоре, даже если он слабо ориентируется в предмете разговора. Перефразирование обычно начинается со слов: "Поправьте меня, если я ошибся... Если я вас правильно понял...". Выберите самое главное и скажите своими словами.

Научитесь подводить итоги при любом разговоре. Это называется резюмированием. Подведите своими словами итог основным мыслям говорящего человека. Резюмирование часто используется при деловых собеседованиях или на совещаниях. Если одна и та же тема обсуждается очень долго, подводите время от времени черту под сказанным и перекиньте мостик к следующей теме. Иначе обсуждение может зайти в тупик и главная мысль потеряется. Для резюмирования подходят следующие фразы: "Итак, вы предлагаете... Таким образом, главное... Ваша основная идея, как я поняла...".

Чтобы достичь эффективной коммуникации, овладейте её приёмами. И тогда взаимопонимание в семье и на работе вам обеспечено.
13 мая 2011 © test.msk.ru


Мы ВКонтакте
Отзывы | добавить свой отзыв
    Записей пока нет...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru